Главная > Блог > Критерии, по которым налоговая служба выбирает фирмы для проверки
Критерии, по которым налоговая служба выбирает фирмы для проверки
По российскому законодательству налоговые проверки организации должны проводиться раз в три года. На практике, ввиду большой загруженности, сделать это невозможно, поэтому налоговики выбирают наиболее подходящие для них фирмы, где можно «поживиться».

Планирование выездных налоговых проверок основано на Регламенте выездных налоговых проверок, утвержденном приказом ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-26/467.

В данном регламенте формирование списка организаций для проверки называется «оптимальным выбором», который с наибольшей вероятностью позволяет выбрать таких налогоплательщиков, проверка которых обеспечит поступление в бюджет дополнительных налогов, пеней и штрафов вследствие выявления нарушений.

По каким критериям налоговая служба выбирает фирмы для проверки? Как не попасть в перечень таких фирм? Давайте разберемся вместе.
«Обязательные» кандидаты для проверки
В вышеуказанном регламенте указан перечень кандидатов для обязательной проверки.

К их числу относятся:

- Крупнейшие предприятия. К таким предприятиям относятся организации, размер налоговых платежей которых составляет наибольший доход в бюджет;

- организации, попавшие в поле зрения региональных налоговых управлений, либо в поле зрения правоохранительных органов;

- организации, планирующие ликвидацию. В регламенте указано, что к моменту утверждения промежуточного ликвидационного баланса, налогоплательщик уже должен иметь требование налоговой об уплате доначисленных налогов и штрафов;

- фирмы, по которым есть информация, что они ведут деятельность, однако сдают «нулевые» отчеты, либо вообще ее не сдают;

- организации, деятельностью которых заинтересовались налоговики из других инспекций.

«Первоочередные» кандидаты для проверки
После «обязательных» кандидатов для проверки регламент выделяет, так называемых, «первоочередных» кандидатов.

• предприятия, чья отчетность вызывает подозрения у сотрудников камерального и аналитического отделов;

• налогоплательщики, которые систематически опаздывают с представлением деклараций и документов, необходимых для налогового контроля;

• организации, где в ходе последней проверки были вскрыты серьезные правонарушения;

• фирмы, которые не проверялись более шести лет;

• убыточные предприятия или фирмы, которые в течение нескольких лет показывают в отчетности небольшую прибыль. «Отягчающими» обстоятельствами в такой ситуации могут быть крупные суммы, которые в течение года прошли через счет фирмы, покупка дорогой недвижимости, автомобилей, оборудования и т. д.;

• фирмы, которые платят мало налогов, но при этом много тратят на благотворительность;

• предприятия, на учредителей или руководителей которых есть компромат, позволяющий сомневаться в законности их доходов;

• налогоплательщики, использующие для расчетов с бюджетом и клиентами счета в разных банках (в проблемных и благополучных);

• предприятия, работающие в тех сферах деятельности, где практикуется масштабный «уход» от налогообложения (комиссионная торговля, снаб-женческо-сбытовые организации, посредничество в экспортно-импортных операциях и т. п.);

• налогоплательщики, показатели которых существенно отличаются от средних по отрасли.

Если перед инспектором стоит проблема, кого из двух одинаково подозрительных предприятий выбрать, он остановится на том, где больше выручка и выше численность работающих.

"...ФНС РФ планирует проверки на год вперед. До конца года налоговики утверждают планы выездных проверок.
При планировании ФНС рекомендует проверять группы компаний. Руководители региональных управлений будут нести персональную ответственность за выполнение планов. Так говорится в документе..."

Сергей Баташев
Управляющий партнер ЮК "Winlex"
Получите консультацию специалиста по налогам
«Адресные» проблемы
Еще один момент, к которому любят «цепляться» налоговые органы, – смена адреса и, соответственно, места учета.

Обязанность указывать при регистрации организации адрес предусмотрена законодательством, прежде всего, для защиты интересов контрагентов, кредиторов компании и т. д.

При этом известно, что юридический и фактический адреса компаний сплошь и рядом не совпадают. При этом законодательно не установлен контроль за местом фактического нахождения организации, и налоговики пользуются этим, чтобы доказывать, что компания якобы не ведет деятельности.

Проблема в том, что нужно разделять налоговое и гражданское законодательство. Согласно Гражданскому кодексу, об изменении адреса компания должна предупредить в течение трех дней после изменения и внести соответствующие поправки в ЕГРЮЛ.

Поскольку ЕГРЮЛ ведет налоговая служба, они отслеживают изменения адресов. И строят логичную, с их точки зрения, цепочку: изменение адреса в реестре – изменение места учета – попытка уклонения от налогов.

При этом компания, возможно, просто решила указать в реестре вместо старого юридического адреса свой фактический, и никаких налоговых нарушений за ней не числится.

Кроме того, нужно иметь в виду, что налоговики могут через суд, в принудительном порядке потребовать внесения в учредительные документы изменений в части указания достоверного адреса. Но принудить изменить место учета, без изменения адреса, они не вправе.

Подведем итог:
Как и любое контрольное мероприятие, выездные проверки тщательно готовятся налоговыми органами, и в первую очередь с точки зрения определения перечня налогоплательщиков, которых следует проверить в предстоящем периоде.

Если перед инспектором стоит проблема, кого из двух одинаково подозрительных предприятий выбрать, он остановится на том, где больше выручка и выше численность работающих.

Помните, что ФНС РФ планирует проверки на год вперед. До конца года налоговики утверждают планы выездных проверок на год следующий. При планировании ФНС рекомендует проверять группы компаний.

Руководители региональных управлений будут нести персональную ответственность за выполнение плана. Так говорится в документе…

Понравилась статья? Сохрани в своей соц. сети!
Вам также может быть интересно:
Возник вопрос по налогам ?
Лучше задайте его юристу

Звоните по телефону 8-928-259-91-27
или воспользуйтесь формой ниже
Call Close
Напишите свой телефон и мы Вам перезвоним!
Или вы можете позвонить нам сами:
+7 (928) 259-91-27
© 2016 Юридическая компания Winlex
Контакты
  • 8 (928) 259-91-27
  • e-mail: winlex@bk.ru
  • г. Краснодар, ул. Красная, 155/2
  • Пн-Сб: 9:00 - 18:00